Реализованные проекты

"Обыкновенная богиня...Галина Уланова"

Книга
2020 г.
Выпущена АРБ им. А.Я. Вагановой

В этой уникальной книге впервые подробно рассказано о семье и детских годах балерины, о педагогах Улановой и ее соучениках, партнерах и ролях в театре. Большинство материалов публикуется впервые, включая фотографии Л.Т. Жданова
"МОЙ ТЕАТР". Николай Цискаридзе

Книга
2022 г.
Издательство АСТ, г. Москва

Автобиография одного из самых известных и талантливых танцовщиков конца XX  - начала XXI века, созданная в содружестве с писателем и историком балета Ириной Дешковой. Это живой, полный тонкой иронии, юмора, а порой и грусти рассказ о себе, о времени и о балете. История жизни автора разворачивается на книжных страницах подобно детективу. На фоне водоворота событий возникает образ уходящего Великого Театра конца XX века. Вырисовываются точные, во многом неожиданные, портреты известных людей, с которыми автору посчастливилось или не посчастливилось встретиться. Среди героев и антигероев книги: Пестов, Григорович и Пети, Семенова и Уланова, Максимова и Васильев, принцесса Диана и Шеварнадзе, Живанши и Вествуд, Барышников и Волочкова, Швыдкой, Филин и многие другие. А судить кто есть кто - привилегия читателя. Книга рассчитана на самую широкую аудиторию. Значительная часть фотографий, в том числе Л.Т. Жданова публикуется впервые.
"О балете"

Образовательный интернет-проект
2022 г.
Программа "О балете" на образовательной платформе об искусстве для детей и их родителей www.Vidux.ru. Ведет историк балета Ирина Дешкова.

Среди уроков об искусстве на образовательной платформе об искусстве для детей и их родителей www.Vidux.ru можно найти программу "О балете" (7 уроков для детей от 4 до 7 лет и 7 уроков для детей от 8 до 11 лет), которые проводит историк балета, сценарист и писатель Ирина Дешкова. В увлекательной форме она рассказывает как родилось балетное искусство, кто его создатели, что такое конный балет, "тютю", из чего делают пуанты, где учатся на артиста балета. Курс богато иллюстрирован старинными гравюрами, рисунками, фотографиями Л.Т. Жданова. 
"Мадам НЕТ"

Книга
2022 г.
Переиздание мемуаров Е.С. Максимовой, АСТ, г. Москва

Большим почитателем таланта выдающейся балерины был Л.Т. Жданов. Он неустанно запечатлевал, как фотохудожник, ее в жизни и на сцене, создав уникальные портреты одной из самых блестящих танцовщиц 2-ой половины XX века.
"Волшебный мир балета "Конек-Горбунок"

Альбом
Март, 2021 г.
История балета "Конек-Горбунок" на русской сцене

Альбом  "Волшебный мир балета "Конек-Горбунок"  - история этого балета на русской сцене, охватившая 160 лет. Среди богатого подбора рисунков и фотографий представлены работы Л.Т. Жданова, запечатлевшего балет "Конек-Горбунок" на сцене Большого театра с выдающимися исполнителями М.Плисецкой, В.Васильевым и А.Радунским.
"Солнце и Луна русского балета. Марина Семенова и Галина Уланова"

Выставка
2018 г.
АРБ им. А.Я. Вагановой. Проведена в рамках Международного форума культуры.

В истории балета 2-oй половины ХХ века трудно найти двух танцовщиц, так непохожих друг на друга. Семенова – страстная, яркая, блистательная, словно античная богиня, сошедшая с высот Олимпа, и Уланова – хрупкая, утонченная, почти эфимерная, напоминающая своим обликом мадонн Боттичелли. Недаром, сравнивая их дарования, одну называли Солнцем, а другую Луной. Они были не только современницами, но и воспитанницами петербургской школы, ученицами А.Я.Вагановой. Семенова выпустилась в 1925 г., Уланова в 1928 г. Сначала солистки Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, затем Большого театра, позднее обе стали педагогами-репетиторами в ГАБТе. Они жили в театре долгую жизнь. Каждая свою, при этом, практически, не замечая друг друга…Как это и происходит с Солнцем и Луной.
"Великая Марина. Марина Семенова"

Книга
2015 г.

Книга посвящена жизни и творчеству великой русской балерины М.Т. Семеновой. В нее вошли уникальные материалы, письма, документы, фотографии. В том числе и работы Л.Т. Жданова, который являлся не только фотографом, много снимавшем Семенову, но и ее последним партнером по сцене. 
"Мужской танец"

Фильм
2013 г.
Рассказывает Владлен Семенов

В настоящее время известный ленинградский танцовщик и педагог Владлен Семенов, живет и работает в Нью-Йорке. Тонкий знаток классического танца, он может по праву называться Хранителем Традиций классического балета. К счастью, знания и опыт Семенова сегодня востребованы. Окончив Ленинградское хореографическое училище по классу прославленного педагога В.Пономарева, в 1950 году Семенов был принят в труппу Кировского (Мариинского)театра, на сцене которого он с успехом более двадцати лет вел весь классический репертуар. Много гастролируя по миру, а затем работая за границей с артистами разных школ, Семенов обладает не только глубоким знанием мужского классического танца, но возможностью видеть и, как педагог, понимать тенденции его развития. Этот небольшой фильм – интереснейшее эссе о мужском танце. Замечательно и то, что являясь сторонником академизма, Семенов – профессионал открыт всему новому, осмысленному и красивому. И на вопрос: «Нравится ли вам стремление современного танцовщика к виртуозности?» Семенов, не задумываясь, ответил «да». Однако, по его мнению, «танцовщик на сцене сегодня должен быть в первую очередь Мужчиной». Это теперь действительно стало редкостью, и напрасно…
"Я всю жизнь в балете"

Фильм
2013 г.
Рассказывает Владлен Семенов

Что может быть интереснее, чем рассказ умного, тонкого и наблюдательного человека о времени и о себе? Тем более, если ваш собеседник – творческая личность. Такая, как Владлен Семенов – солист Кировского (Мариинского) театра, педагог, знаток традиций классического танца. В этом фильме Семенов, при всей своей внешней сдерженности, раскрывается, как человек яркий и эмоциональный. Его рассказ, живой и непосредственный, вводит нас в мир театра, балета, погружает в атмосферу знаменитой петербургской танцевальной школы. Словно из небытия возникают картины его детства, эвакуации в Пермь, поступление в балетную школу. Оживают яркие образы тех людей, с которыми Владлен Семенов встретился на своем творческом пути – его педагога В.Пономарева, танцовщика и хореографа К.Сергеева, П.Гусева, В.Чабукиани. Ему выпала честь танцевать со всеми выдающимися балеринами Кировского теара 2-ой половины ХХ века. От Т.Вечесловой до И.Колпаковой. Однако совершенно особенные слова Семенов нашел именно для Аллы Шелест – великой танцовщицы, талант которой остался недооцененным современниками.
"Я - балерина"

Фильм
2013 г.
Рассказывает и показывает Ирина Колпакова

Ирина Колпакова является олицетворением петербургской академической школы танца.

Застать в Петербурге Ирину Колпакову непросто. Многие годы она вместе со своим супругом Владленом Семеновым живет и работает в Нью-Йорке, являясь ведущим педагогом-репетитором American Ballet Theatre. И все же, при первой возможности Колпакова приезжает домой, с гордостью говорит про Мариинский театр - «наш балет», «наша школа», «наши артисты». Одна из любимых учениц А.Я.Вагановой, ее последний выпуск, Ирина Колпакова является олицетворением петербургской академической школы танца. В 1951 году она была принята в Кировский (Мариинский) театр. Ее карьера развивалась быстро. Эталонная танцовщица в партиях классического репертуара оказалась идеальной исполнительницей для балетов современных хореографов: Ю.Григоровича, И.Бельского, Н.Касаткиной и В.Василева и др. Фильм, который вам предстоит посмотреть – это увлекательный рассказ балерины о начале творческого пути. О первых шагах в балетной науке и, конечно, об А.Я.Вагановой, ее личности и методах преподавания. При этом Колпакова не только рассказывает, но и показывает. Пластика ее выразительных рук, изысканная игра кистей создают полное ощущение движения, танца, что само по себе уже является актом настоящего искусства.
Фильм является частью большого материала, отснятого в Санкт-Петербурге в 2012 году.

"Жизель" с Аллой Шелест

Фильм
2013 г.
Рассказывает Ирина Кирсанова

Замечательный фильм-монолог Ирины Кирсановой, который вам предстоит посмотреть, это рассказ не столько о «Жизели», сколько о великой Алле Шелест.

Порой судьба преподносит дары, значение которых невозможно переоценить. Именно таким подарком стала для Ирины Кирсановой – одной из самых стильных балерин Малого театра оперы и балета (Михайловского театра), встреча с легендарной Аллой Шелест (1919-1998). Она произошла почти случайно в 1995 году. В то время Шелест жила затворницей, казалось, о ней забыли все. Кирсанова, мечтавшая станцевать «Жизель», искала педагога который бы помог ей подготовить роль. Так сложился их творческий союз. Но замечательный фильм-монолог Ирина Кирсановой, который вам предстоит посмотреть, это рассказ не столько о «Жизели», сколько о великой Алле Шелест. Ученица Е.П.Гердт и А.Я.Вагановой, в 1937 году она закончила Ленинградское хореографичесое училище и была принята в Кировский (Мариинский) театр. На сцене которого прочно держала первенство Наталья Дудинская. Но тут даже ее блистательный дар, словно оступал в тень. Алла Шелест была уникальной. Великая танцовщица и актриса, способная в танце подниматься до высот античной трагедии. «Гениальная» - так называли ее современники. Хореографы, включая Л.Якобсона и Ю.Григоровича, ставили на нее и для нее. Тем ни менее, карьера балерины складывалась очень непросто. За независимость приходилось дорого платить. В 1963 году Шелест оставила сцену…
Данный фильм является частью большого интервью И.Кирсановой, данного в Санкт-Петербурге в 2012 году.

"Вспоминая Никиту Долгушина"

Фильм
2013 г.
Рассказывает Ирина Кирсанова

Никита Долгушин (1938-2012) - одна из самых ярких и неординарных фигур в истории русского балета 2-ой половины ХХ века.

Выдающийся танцовщик, самобытный хореограф, знаток старинного балета, тончайший стилист и эстет, он является воплощением лучших традиций петербургской танцевальной школы. Вся жизнь Долгушина была посвящена и подчинина творчеству. Он никогда не работал в театре. Он служил ему преданно и самозабвенно до самого конца. С именем Никиты Долгушина связаны яркие страницы в истории Кировского (Мариинского) театра, балета Новосибирска, Ленинградского Малого театра оперы и балета (Михайловского театра), балетной труппы Петербургской Консерватории и др. Человек, довольно закрытый, в театре он всегда искал единомышленников. И, к счастью, часто их находил. Именно к таким людям относится Ирина Кирсанова - балерина Ленинградского Малого театра оперы и балета (Михайловского театра). Ее воспоминания удивительны и бессценны не только как историческое свидетельство. Это тонкий, эмоциональный, завершенный по форме, монолог о Художнике и Учителе, освященный большой любовью, нежностью и печалью.
Данный фильм является частью большого материала, записанного в Санкт-Петербурге в 2012 году.

"Уроки Елизаветы Павловны Гердт"

Фильм
2013 г.
Рассказывает Наталья Воскресенская

Наука танца всегда передавалась «из ног в ноги». И потому личность Педагога, его талант так высоко ценится в балетном мире.

Без Педагога нет Школы, а без Школы нет Артиста. Именно об этом так тонко и вдохновенно рассказывает в фильме артистка балета, педагог и хореограф Наталья Воскресенская - одна из последних учениц Елизаветы Павловны Гердт (1891-1975 гг.). Расцвет педагогического таланта Е.Гердт пришелся на Москву, но ее танцевальная карьера сложилась в Петербурге, на сцене Мариинского театра. Елизавета Гердт была дочерью прославленного танцовщика и педагога, Солиста балета Его Императорского Величества – Павла Гердта. Среди его учениц: А.Ваганова, А.Павлова, Т.Карсавина, М.Фокин, С.Легат, В.Тихомиров и др. Вот откуда пришли к Е.Гердт знание и понимание профессии, особенная пластика рук, красота поз и изысканная манера подачи движения. Особая ценность этого фильма заключается еще и в том, что с восхищением рассказывая о своем педагоге, Н.Воскресенская показывает КАК это было, объясняет, казалось бы, простые, но такие важные и необходимые для танца моменты. Именно они превращают набор движений под музыку в искусство. Без них нет Балета.
Данный фильм является лишь малой частью большого материала, имеющегося в нашем архиве.

"О балете "Паганини"

Фильм
2013 г.
Рассказывает Ярослав Сех

Одним из самых таинственных и притягательных в искусстве является момент зарождения самой идеи произведения. Именно об этом идет речь в фильме «Ярослав Сех о балете «Паганини». В 1951 году, окончив Московское хореографическое училище (класс Н.Тарасова), Сех был принят в Большой театр, где прослужил до 1974 года. Блистательный, неординарный артист, он исполнил множество ролей. Однако венцом его творчества стала партия Паганини в одноименном балете хореографа Леонида Лавровского, постановка 1960 года. Вспоминая историю создания спектакля, артист, ведущий педагог факультета хореографии в Российской Академии театрального искусства, рассказывает и о театре той поры, и про уклад его внутренней жизни, и, конечно, о Лавровском, чье имя и талант сегодня незаслуженно принижается.
Данный фильм является лишь малой частью большого материала, имеющегося в архиве фонда.
"Умирающий лебедь" для Веры Фокиной

Фильм
2012 г.
Рассказывет Марианна Боголюбская

Память человека далека от совершенства, особенно, когда речь идет о давно минувших днях...

И тем более, когда речь идет о балете. И еще более, если речь идет о танцевальном тексте. Быть может, это и верное утверждение. Но, как известно, в любом правиле есть исключение. Посмотрев этот фильм с участием великолепной Марианны Боголюбской, вы можете в том сами убедиться. Известно, что в 1907 году хореограф Михаил Фокин сочинил для великой балерины Анны Павловой миниатюру «Лебедь» на музыку. К.Сен-Санса. Позднее, номер стал называться «Умирающий лебедь». Вслед за Павловой его исполняли самые разные «звезды» мирового балета и каждая балерина вносила в танец свои интонации и нюансы, меняла «под себя» хореографический текст. Но знаете ли вы, что Фокин создал и второй оригинальный вариант «Лебедя» для своей жены – танцовщицы Веры Фокиной? Тогда смотрите и слушайте: «Умирающий лебедь» - исполняет М.Боголюбская.
Данный фильм является лишь малой частью большого материала, имеющегося в архиве фонда.

"Моя "Шопениана"

Фильм
2012 г.
Рассказывает Марианна Боголюбская

Этот фильм уникален во всем. Как уникальна личность самой Марианны Боголюбской – замечательной танцовщицы и актрисы. Хореографическое училище она закончила в 1937 году (класс Е.Гердт) и была принята в труппу Большого театра, где прослужила 22 года. Исполнительница главных партий классического репертуара, современница М.Семеновой и Г.Улановой, Боголюбская всегда откликалась на новации в самых разных проявлениях. Быть может потому, что ее одаренность не исчерпывалась балетом, никогда не замыкалась на театре. Она серьезно занималась скульптурой, преподавала, музицировала, сочиняла стихи. Ко дню своего 90-летия Боголюбская сделал себе подарок – выучила наизусть три стихотворения А.Бродского! Быть может поэтому так интересно слушать и смотреть ее рассказ о «Шопениане». Это ее личное видение и понимание знаменитого балета, ставшее настоящим откровением настоящего Художника.

Николай Цискаридзе: "О Марине Семеновой"

Фильм
2011 г.
В фильме использован материал, имеющийся в нашем архиве.

О великой русской балерине и педагоге Марине Семеновой (1908-2010 гг.), любимой ученице А.Вагановой, написано и сказано немало. Ее называли античной богиней, чудом, танцовщицей, создавший стиль большого классического балета ХХ века. Однако этот фильм-монолог солиста Большого театра - Н.Цискаридзе, одного из ее последних учеников и просто близкого ей человека, совершенно особенный. Он очень личный, точный, яркий по своим оценкам, юмору и интонациям. Можно не только понять, но легко представить, как работала Семенова со своими учениками, что ее интересовало, и каков был ее характер, о котором до сих пор ходит столько легенд! Одним словом, перед вами предстает совершенно незнакомая Семенова – то гневливая, то вздорная, то по-детски трогательная. Но… бесконечно талантливая и ни на кого не похожая.
 
"Васильев как он есть"

Фильм
2011 г.
Рассказывает Владимир Васильев

Идея фильма была подсказана уникальной фотосессией, сделанной Л. Ждановым в Большом театре в 1962-63 годах, когда молодой танцовщик Владимир Васильев готовил партию Базиля в балете «Дон Кихот» с выдающимся педагогом-репетитором Алексеем Ермолаевым. Эти снимки Васильев впервые увидел только в 2011 году, в момент съемок данного фильма. Его непосредственный, искренний рассказ – не только интереснейшие признания и воспоминания, но и блистательный мини-спектакль, в котором ярко раскрывается его поразительный актерский дар.
"Танцуйте, я снимаю!"

Фильм
2009 г.
Использованы фотографии из архива Л.Т.Жданова

Жданов здесь такой же разный, как и его работы, вошедшие в фильм. Годы их создания охватывают более пятидесяти лет, начиная с конца 50-х годов ХХ века и заканчивая сегодняшним днем. Среди них фотографии педагогов и артистов Большого и Мариинского театров: Галины Улановой, Мориса Бежара, Ролана Пети, Юрия Григоровича, Майи Плисецкой, Галины Кекишевой, Ирины Колпаковой, Владимира Васильева, Екатерины Максимовой, Натальи Бессмертновой, Михаила Лавровского, Мариса Лиепы, Наталии Большаковой, Вадима Гуляева, Натальи Спицыной, Галины Мезенцевой, Константина Заклинского, Людмилы Семеняки, Михаила Барышникова, Александра Годунова, Юрия Фатеева, Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой, Николая Цискаридзе, Дмитрия Гуданова, Марии Александровой, Виктории Терешкиной.


 
Мастер, восемнадцать и одно интервью

Книга
Июнь 2012 г.

Книга о Леониде Тимофеевиче Жданове - автор Ирина Дешкова, выходит в июне 2012 года в издательстве «Новости». Она включает в себя девятнадцать интервью. И главным среди них являются воспоминания самого Мастера. Это яркий, неординарный рассказ о жизни и творчестве, о балетной школе и театре, о выдающихся людях поры 1940х-1990х годов – М.Семеновой, Г.Улановой, А.Ермолаеве, К.Голейзовском, Ю.Файере, М.Плисецкой, Е.Качарове, Ю.Григоровиче...А так же воспоминания его друзей, учеников, единомышленников – Ю.Григоровича, Е.Суриц, Г.Ледяха, В.Васильева, Н.Ждановой, З.Ляшко, Н.Голейзовского, Б.Акимова, И.Жигачева, Н.Цискаридзе и других.
Книга включает в себя около 150 фотографий, большинство из них никогда не показывались и не печатались.
Музыкальный театр в объективе Леонида Жданова

Выставка
11 мая – июнь 2012
Московский академический Музыкальный театр
им. К.С.Станиславского
и Bл.И. Немировича-Данченко Москва

В экспозицию выставки включены восемнадцать уникальных фотографий (120х80), созданные Л.Т.Ждановым в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Bл.И. Немировича-Данченко в сезоне 1973 года.

Это не только лучшие классические спектакли репертуара: «Штраусиана», «Снегурочка», «Лебединое озеро», «Эсмеральда», «Дон-Жуан», но и портреты талантливых артистов – «звезд»труппы 1970-х годов: В.Бовт,С. Виноградовой, Э.Власовой, В.Решетниковой, М.Дроздовой, Г.Крапивиной, Л.Труниной, А.Звягина, Ю.Григорьева, М.Крапивина.

«Ассоциации. Хореограф – Фотограф-Танцовщик. Касьян Голейзовский. Леонид Жданов. Николай Цискаридзе»

Выставка
18 - 30 ноября 2008 г.
120 фоторабот (часть из которых была
продемонстрирована публике впервые)
Москва

Собрание этих фотографий - удивительный по своей тонкости и красоте рассказ Леонида Тимофеевича Жданова о своем друге, выдающемся хореографе ХХ века Касьяне Ярославовиче Голейзовском, об истоках и тайнах его творчества. Значительная часть экспозиции посвящена выдающимся танцовщикам – исполнителям хореографии Касьяна Голейзовского. Среди них: Наталья Бессмертнова, Владимир Васильев, Екатерина Максимова и др.
Специально для этой выставки были созданы новые работы – Николай Цискаридзе в «Нарциссе». Благодаря ним, после двадцатилетнего перерыва, произошло триумфальное возвращение Мастера в мир фотоискусства.

«Золотой век русского балета»

Выставка
9 - 27 мая 2007 г.
100 фотографий с комментариями автора Москва

Выставка, посвященная «золотому веку» балета Большого театра, была приурочена к 50-летию творческой деятельности Леонида Тимофеевича Жданова, как Мастера фотографии.
«Большой театр – мой дом. Я не могу себя помыслить вне этих стен, вне этой волшебной ауры, вне этого особенного мира, который подарил мне высочайшее счастье творческой самореализации,» - сказал в одном из интервью Леонид Жданов.